Дипломные проекты в Гродно

Наступление эпохи Петра I ознаменовало глубокие перемены в жизни народов, чьи земли входили в состав Российской империи (включая Беларуси и Гродно). Менялось мировоззрение людей, менялись привычки быта и нравов, все это влекло за собой бурные социокультурные изменения. Промышленное развитие страны, оживление торговых отношений повлекли за собой приток иностранных купцов и торговых агентов, которые привозили с собой традиции и обычаи своих народов. В моду вошли балы, ассамблеи, прочно вошла в повседневный обиход иностранная мода, еда, литература, музыка, театр, язык. В 1702 по указу Петра в Москве была учреждена «комедийная хоромина» – первый публичный театр; также действовали придворный и городские театры, на сцене Московского госпиталя и Славяно-греко-латинской академии разыгрывались панегирические и народные драмы. Развивались технические специальности и науки, студенты впервые начали выполнять дипломные проекты вместо стандартных работ.

Особой популярностью у народа пользовалась разбойничья драма, поскольку в ней разыгрывались сцены мести обидчикам, восстановлению чести простого народа, где не существовали границы социальной иерархии, где равенство и справедливость обеспечивались всем. Нередко отрицательными героями подобных драм становились студенты, не успевшие качественно выполнить дипломный проект в Гродно, и их научные руководители, не допустившие их к защите. Основным досугом населения крупных городов были уличные маскарады, фейерверки, иллюминации, «огненные представления», балаганные представления, театр кукол и т.д. XVIII в. в истории европейской культуры называют «игровым», поскольку игра проникала во все сферы жизни общества, культура отчасти носила характер игрового.

Вместе с тем, постоянно развивались технологии книгопечатания, появились светские лубочные картинки, «потешные листы» – аналог карикатуры. Развивается площадной фольклор, который вбирал в себя традиционные образцы русской культуры и пришедшие культурные образцы западноевропейской культуры. Основу ярмарочных гуляний составляли балаганные представления, карусели, горки, качели, представления артистов, угощения, песни, частушки, выступления цирковых трупп.

К середине XIX в. относят начало бурного развития театрального искусства Беларуси, которое было представлено любительским и профессиональным театром, 23 сентября 1841 г. состоялась премьера первой театральной труппы белорусского национального театра пьесой В. Дунина-Мартинкевича «Рекрутский еврейский набор». В это время происходят процессы оформления белорусской национальной идентичности в связи с ростом национальных идей. В XIX в. пробуждается к белорусскому народному песенному творчеству, предпринимаются попытки к композиторской и концертной обработке белорусских народных песен, развивается композиторское творчество, свои шедевры создают А. Абрамович, В. Стефанович, Ф. Миладовский, создается знаменитый полонез Огинского. Подъем национального самосознания подтолкнул творческую интеллигенцию Беларуси к созданию культурно-просветительских и научных товариществ. Наиболее известным является «Минское товарищество любителей искусств», которые организовывали мероприятия досугового характера, знакомящие всех желающих с культурой и искусством белорусского народа. Здесь устраивались композиторские и литературные вечера, обсуждались книги и стихи, ставились камерные спектакли, организовывались игры и кружки по интересам.